ЛФК для малышей – развиваемся, играя!
Если ребенку нужна лечебная физическая культура, то он будет заниматься с инструктором по ЛФК. Такие специалисты оказывают помощь в физическом развитии и восстановлении функций у детей до 18 лет, от новорожденных до подростков. В лечебную физкультуру дети приходят по разным причинам, включая проблемы с опорно-двигательным аппаратом, спортивные и бутовые травмы, генетические заболевания, заболевания головного мозга, позвоночника или нервной системы. Специалисты по лечебной физической культуре занимаются детьми после операций или травм, чтобы улучшить их подвижность в процессе реабилитации. Курс ЛФК может решить множество проблем с мобильностью, включая мышечную слабость, снижение гибкости, плохую осанку, трудности при ходьбе, нарушение равновесия и боль при движении.
Занятия ЛФК помогают детям улучшить диапазон движений, силу, гибкость, координацию и баланс. Дети учатся управлять своим телом, увеличивать диапазон моторных возможностей и качество повседневной деятельности и самообслуживания.
Вне зависимости от возраста пациента, специалист по ЛФК работает с одними и теми же основными недостатками или проблемами, но в контексте возрастных вех и норм развития мобильности и движений у младенцев, малышей и детей. С младенцами инструкторы работают, прежде всего, над развитием общих моторных навыков, чтобы помочь им научиться двигаться в окружающем мире. Это включает обучение тому, как переворачиваться, сидеть, ползать, стоять и ходить.
Как узнать, нужна ли ребенку лечебная физкультура?
Возможно, ЛФК будет полезно здоровья и физической формы в следующих случаях:
- После травмы (при падении, во время спортивного мероприятия)
- После операции
- Если ребенок часто падает, спотыкается или теряет равновесие
- Если ребенку сложно поспевать за сверстниками на детской площадке или в школе
- Если ребенку сложно координировать свои движения, в том числе при выполнении таких задач, как прыжки
- Если ваш ребенок хронически жалуется на боли в одной и той же части тела
- Если у вашего ребенка задержка в двигательном развитии
Что такое задержка в развития?
Задержка в развитии диагностируется, когда обнаруживается, что ребенок более чем «немного отстает» в овладении повседневными двигательными навыками, соответствующими контрольным вехам развития. Этот термин определяет существенное отставание, и может использоваться для описания любого типа задержки в одной или более из следующих 5 областей навыков:
- Мелкая и крупная моторика
- Когнитивные навыки (мышление)
- Социальные и эмоциональные навыки
- Речь и язык
- Самообслуживание
Эти задержки могут быть, а могут и не быть результатом конкретного заболевания. Например, ребенок с синдромом Дауна получает диагноз при рождении или до рождения, но может также иметь и задержку в развитии. Это верно для любого ребенка с ограниченными возможностями, такими как расстройствами аутистического спектра или церебральный паралич. Однако и у детей без определенного заболевания также может быть задержка в развитии. Ранняя оценка является ключевым моментом. Родители должны выражать любые опасения, даже самые незначительные, своему педиатру, чтобы подтвердить или исключить задержку развития.
Предотвращение задержки развития может быть сложной задачей, если она не связана с определенным заболеванием – ее причины могут оставаться неясными. Однако, как только диагностирована задержка в развитии, необходимо предпринять шаги, чтобы предотвратить дальнейшую задержку или помочь ребенку «наверстать упущенное». Поскольку этот диагноз очень разнообразен, результаты вмешательства также различаются. Важно помнить, что чем раньше начнет оказываться помощь, тем больше вероятность того, что ребенок сможет поправиться, и не будет продолжать отставать в развитии.
Основные вехи моторного развития ребенка
Задержка в моторном развитии отмечается, когда ребенок не достигает определенных «моторных вех» в ожидаемом возрасте. Дети обычно развивают свои общие моторные навыки, такие как переворачивание, ползание и ходьба, в предсказуемой последовательности и в пределах предсказуемого периода времени. Основные этапы развития крупной моторики показаны в таблице ниже с указанием ожидаемого возраста. Если развитие двигательных навыков не соответствует этим вехам, то специалист по ЛФК может помочь ребенку развить соответствующие функции и улучшить двигательные навыки.
Возраст |
Основные вехи моторного развития |
3-4 месяца |
Держит голову в разных положениях |
5-6 месяцев |
Перевертывается через животик на спину и обратно на живот |
6-7 месяцев |
Хорошо сидит самостоятельно |
8-10 месяцев |
Ползет |
9-11 месяцев |
Тянется, чтобы встать |
11-14 месяцев |
Начинает прогулка с опорой, а затем идет самостоятельно. |
~ 2 года |
Начинает бегать, прыгать и скакать |
~ 3 года |
Учится стоять на одной ноге |
~ 4-5 лет |
Учится прыгать и прыгать |
Признаки и симптомы отставания в двигательном развитии
Родители часто первыми замечают, что ребенок не достигает вышеприведенных вех в развитии. Однако отставание в достижении вехи не обязательно означает, что у ребенка имеется задержка в развитии. Для получения диагноза детям необходимо продемонстрировать значительную задержку в одной или нескольких сферах развития.
Например, в младенчестве у ребенка сначала подозревают задержку в развитии, если не соблюдаются общие двигательные вехи, такие как:
- Способность держать голову вверх в возрасте 4 месяца
- Способность сидеть в возрасте около 6 месяцев
- Умение ходить в возрасте около года.
Можно заподозрить в задержку двигательного развития, если дети пытаются овладеть навыками движения различными способами. Иногда детям с задержкой моторного развития может быть поставлен дополнительный диагноз, например, гипотония (низкий мышечный тонус), которая усугубляет их затруднения с движением.
Двигательное развитие у детей часто может быть первой областью задержки, которую замечают родители. Однако у младенцев и маленьких детей все области развития тесно связаны: задержка в одной области может повлиять на прогресс в другой. Например, если ребенок не научится сидеть или менять положение, это может повлиять на изучение предметов или лепет и развитие речи. Сенсорные проблемы, такие как гиперчувствительность к прикосновениям или неспособность планировать и решать проблемы, как двигаться, также могут усугублять затруднения при движении.
У детей, у которых есть некоторые или все эти проблемы, препятствующие их двигательному развитию, также может развиться страх попробовать новые двигательные навыки, что может затем привести к социальным или эмоциональным проблемам.
Как диагностируется задержка в развитии?
Родители должны поговорить со своим педиатром о любых проблемах, которые они наблюдают в отношении развития ребенка. Врач может определить медицинские проблемы, которые могут влиять на общее развитие, например хронические ушные инфекции, которые ухудшают слух и влияют на развитие речи или равновесие ребенка.
Задержка в развитии диагностируется с помощью тестов, предназначенных для оценки движений, общения, игр и другого поведения ребенка по сравнению с другими детьми того же возраста. Эти тесты стандартизированы для определения нормального диапазона баллов для каждого возраста. Если дети набирают гораздо меньше среднего для их возраста, они рискуют получить диагноз задержки в развитии.
Педиатры обычно проводят скрининговые тесты в младенчестве, чтобы определить, развивается ли ребенок со скоростью, соответствующей возрасту. Нередко это происходит по просьбе родителей, которые подозревает, что ребенок не обладает теми же навыками, что и другие дети того же возраста. Скрининговый тест помогает определить, каким детям было бы полезно провести более глубокое обследование. Физиотерапевт, обладающий знаниями о развитии движений, координации и состояниях здоровья, проведет углубленное обследование, чтобы определить, задерживаются ли двигательные навыки ребенка, и если да, то насколько они задерживаются.
Чем может помочь физиотерапевт и специалист по ЛФК?
Специалист сначала оценит ребенка, проведя соответствующие тесты, чтобы определить его сильные и слабые стороны. Врач обсудит с родителями наблюдения и проблемы. Если у ребенка диагностирована задержка в развитии, ваш физиотерапевт обсудит с вами распорядок дня и обстановку в вашей семье, чтобы найти способы улучшить и развить навыки развития вашего ребенка.
Помимо оценки ребенка и среды, в которой он движется, специалист по ЛФК может дать подробные инструкции по развитию двигательных навыков, шаг за шагом, для достижения поставленных целей. Терапевт может направлять движения ребенка или давать подсказки, чтобы помочь ребенку научиться новому способу движения. Например, если ребенку сложно научиться подниматься в положение стоя, инструктор может показать ему, как наклоняться вперед и отталкиваться ногами. Если ребенок не может балансировать стоя, инструктор может поэкспериментировать с различными средствами поддержки, чтобы ребенок мог безопасно научиться новым способам стоять.
Также во время курса ЛФК семью обучат тому, что можно сделать, чтобы помочь ребенку отработать навыки во время повседневной деятельности. Самое важное влияние на ребенка оказывает семья, потому что они могут предоставить возможности, необходимые для достижения каждого нового навыка. Специалист по ЛФК объяснит, сколько практики необходимо, чтобы достичь определенной вехи. Например, ребенок, который учится ходить, в течение дня преодолевает большой путь. Инструктор может дать конкретные советы относительно количества и типа занятий, подходящих для ребенка на каждой стадии развития.
Как проходят занятия ЛФК в ДМЦ «Аква-Доктор»:
Чаще всего малышам проводится нежный массаж, даются упражнения на растяжение, пассивные движения для разработки суставов и мышц, выработки умения управлять головой, развития гибкости и баланса. Для каждого ребенка в нашем центре врач ЛФК проводит диагностику, и на основании диагноза разрабатывает индивидуальный курс занятий ЛФК, подбирает комплекс упражнений, рассчитывает длительность курса, частоту занятий, необходимую нагрузку. «Аква-Доктор» — это уникальный детский медицинский центр со специальными бассейнами, поэтому к обычным процедурам ЛФК возможно добавить целебную силу занятий в теплой воде. В комплекс лечебных мероприятий для малыша после консультации врача ЛФК может включаться физиотерапия, курс массажа и остеопатии или занятия грудничковым плаванием, комбинирующие лечебную гимнастику и занятия в воде.
Лечебная физкультура положительно влияет на опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, нервную систему, благоприятно воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка, способствует оптимальному раннему развитию.
ДМЦ «Аква-Доктор» — современная формула здоровья Вашего ребенка!
Информация и цены, представленные на сайте, являются справочными и не являются публичной офертой. Услуги, указанные в Прейскуранте, могут быть оказаны в других медицинских центрах ГК «ВИРИЛИС». Просим Вас, заранее уточнять адрес и стоимость оказания услуг в круглосуточном контактном центре по телефону +7 (812) 331 88 95