Детский логопедический массаж

Массаж для развития речи и лечения речевых расстройств у детей

Логопедический массаж проводит детский специалист – логопед. Это специалист по речевой терапии, который занимается коррекцией речевых и языковых расстройств. К расстройствам речи у детей относятся как проблемы с произнесением звуков, слогов или слов, так и нарушения восприятия речи.


Виды речевых расстройств и нарушений речи у детей

Самое известное речевое расстройство – это заикание, при котором естественный речевой поток прерывается аномальными остановками, или повторением части слов или звуков. Проблемы речевых расстройств в настоящее время встречаются почти у каждого четвертого ребенка. Нарушения речи отрицательно влияют на развитее внимания, памяти, воображения и мышления ребенка, письменной речи. Также нередко встречаются голосовые нарушения, к которым относят проблемы с ритмом, громкостью или качеством голоса. Связанными с речевыми нарушениями у детей являются проблемы с жеванием и глотанием.

Регулярные занятия с детским логопедом чаще всего позволяют успешно скорректировать возникшие речевые проблемы. Обращаться к специалисту необходимо сразу же при обнаружении соответствующих проблем у ребенка, чтобы искаженные навыки не успели закрепиться и сформировать устойчивую функциональную систему.

Своевременная корректировка речевых нарушений играет большую роль в общем психическом развитии ребенка, формированию правильных навыков общения с окружающими людьми и здоровой самооценки.

Какие приемы используются при оказании логопедической помощи

Речевые терапевты и логопеды используют различные методы, в том числе:

  • Мероприятия по языковому вмешательству: специалист будет взаимодействовать с ребенком, играя и разговаривая, используя картинки, книги, предметы или игры, чтобы стимулировать развитие языка. Логопед помогает моделировать правильный словарный запас и грамматику, используя упражнения на повторение для развития языковых навыков.

  • Артикуляционная терапия: артикуляционные упражнения предполагают, логопед исправляет звуки и слоги в словах и предложениях, произносимых ребенком во время игровых занятий, чтения стишков, распевания песенок. Уровень игры соответствует возрасту и уровню развития ребенка, и связан с конкретными терапевтическими потребностями ребенка. Логопед показывает и учит физически ребенка, как издавать определенные звуки, такие как звук «Р», и может продемонстрировать, как двигать языком, чтобы издавать особые звуки.

  • Орально-моторная и глотательная терапия: логопед может использовать различные оральные упражнения - в том числе массаж лица и различные упражнения для языка, губ и челюстей - для укрепления мышц рта при приеме пищи, питье и глотании. Терапевт также может вводить различные текстуры пищи и предметы различной температуры для повышения проприоцептивной осведомленности ребенка во время процессов поедания пищи.

Что такое логопедический массаж

Одним из эффективных методов коррекционного воздействия при речевых и глотательных нарушениях является логопедический массаж лица и смежных областей. Современная методика логопедического или терапевтического речевого массажа была разработана доктором Еленой Дьяковой в 2003 году для использования в речевой терапии.

Логопедический массаж позволяет ускорить нормализацию нарушенных функций рото-лицевых и речевых мышц у ребенка, и ускорить их развитие. За последние 15 лет этот метод доказал свою эффективность и широко используется российскими и европейскими логопедами. Начиная с 2014 года, логопедический массаж был включен в обязательные образовательные программы для подготовки логопедов в России.

Действие логопедического массажа основано на нормализации тонуса мышц, прямо или косвенно участвующих в процессах звукообразования и глотания, нормализации их кровоснабжения, устранении развившихся патологических блоков, ухудшающих кровоток и пережимающих нервные волокна. Также логопедический массаж позволяет сделать эластичнее связочный аппарат и устранить фасциальные нарушения. Логопедический массаж позволяет нормализовать многие компоненты речи: дыхание, вокализацию, артикуляцию, а также глотание, сосание, жевание и эмоциональное состояние детей, страдающих от нарушения речи или миофункциональных дисфункций.

Как происходит коррекция речи при помощи логопедического массажа

Мышцы рта, губ, щек, языка, челюсти и мимические мышцы лица, мышцы шеи, плеч и дыхательные мышцы образуют единую мышечную систему, участвующие в создании речевой функции ребенка - все это образует единую мышечную систему. Многочисленные исследования показали, что эластичность мышечных волокон, их объем, сила и сократительная функция, работоспособность значительно увеличиваются с помощью массажа.

Не случайно услугами массажистов пользуются все профессиональные спортсмены. Кроме того, массаж позволяет снизить тонус спастических мышц и повысить тонус мышц вялых. Поэтому целенаправленное исследование состояние речевых мышц и прицельное массажное воздействие позволяет увеличить эффект от речевой терапии, усиленной логопедическим массажем. При этом сокращается время, необходимое для лечения.

Логопедический массаж является максимально щадящим терапевтическим методом. Например, в случае лечения заикания, вызванного спазмами в мышцах речевого аппарата, специалист по логопедическому массажу начнет работу с наиболее удаленных от спазмированных мышц, чтобы вызвать рефлекторное постепенное снижение спастичности мышц целевой группы. Работая через тщательно выстроенную цепочку мышц, используя специальные техники массажа, специалист приступит к работе над основными мышцами, связанные с патологией, только тогда, когда они будут наиболее восприимчивы к воздействию, а ребенок не будет испытывать неприятных ощущений.

Эффекты логопедического массажа

  • Нормализуется мышечный тонус ротовой, лицевой, голосовой и дыхательной мускулатуры.

  • Активируются группы мышц, которые не сокращаются в достаточной степени.

  • Увеличивается оральный диапазон движений.

  • Уменьшаются патологические неврологические симптомы, такие как синкинез, гиперкинетические расстройства, судороги и слюнотечение.

  • Стимулируются проприоцептивные и кинестетические ощущения, помогая облегчить движения, которые помогают мышцам формировать скоординированные, произвольные движения и устранять патологические функциональные модели речи.

  • Восстанавливается функциональный мышечный баланс во рту, на лице, шее и теле.

  • Нормализуются все компоненты речи: дыхание, вокализация, резонанс и артикуляция.

  • Преодолевается оральная защита.

  • Снижается повышенная чувствительность полости рта.

  • Нормализуется эмоциональное состояние ребенка.

Какие методы и приемы логопедического массажа существуют

Для логопедического массажа используются следующие основные приемы:

  • Прикосновения: включают в себя разминания и поглаживания лица и шеи пальцами рук и предметами различной текстуры и температуры (кисти, мягкие игрушки, ткани, влажные бумажные полотенца, холодные губки).

  • Давление: включает в себя применение различных уровней давления (от «легкого» до «ощутимого») на ротовые структуры и лицо пальцами рук в стерильных перчатках.

  • Вибрация: включает использование различных вибрационных массажеров с различными насадками на наружных и внутренних оральных структурах: специальные вибраторы Five Vibe для гипочувствительных детей, Z-Vibe – для стимуляции оральных структур (например, десен). Также для стимуляции оральных структур используют вибрирующие зубные щетки. При отсутствии специальных вибраторов, приемы вибрации выполняются пальцами в перчатках.

  • Для самостоятельной стимуляции ротовых структур детям предлагаются специальные инструменты для жевания Grabber или Y-Chew.

  • Для работы с детьми младшего возраста используются зонды Preefer, Animal Tips которые могут обмакиваться в любимые детьми лакомства, чтобы малыш заинтересовался и сам активно включался в лечебный процесс.

Стимуляция внутренних оральных структур при сенсорном массаже помогает ребенку, который слишком чувствителен к прикосновению, стать более спокойным и расслабленным. Обучение обратной связи о движениях и функциях речевой системы помогает ребенку улучшить осознание орально-моторных функций и «разбудить» свой ротик, увеличивая мышечную реакцию губ, языка и челюсти.

Стимуляция с помощью вибрации оральных структур и костей черепа позволяет ребенку лучше чувствовать положение и роль всех элементов речевой системы, активирует его вестибулярную систему, помогает уменьшить боли из-за спазмов и снизить оральную чувствительность.

Каким детям и при каких нарушениях речи показан логопедический массаж

Вам необходимо знать, что логопедический массаж не предназначен для замены какого-либо стандартного лечения заикания или других нарушений речи. Он применяется как дополнительный метод лечения, чтобы сделать традиционные формы логопедии более эффективными, и сократить сроки достижения положительного эффекта терапии.

У логопедов и дефектологов ГК «ВИРИЛИС» есть большой опыт помощи детям при следующих состояниях и заболеваниях:

  • Дислалия - нарушение произношения звуков, связанное с анатомическими особенностями речевого аппарата ребенка, либо возникших в результате неблагоприятных условий для развития речи или при нарушениях слуха.

  • Дисфония или афония - расстройство или отсутствие звукообразования из за нарушений голосового аппарата. Может проявляться как полное отсутствие голоса, или в виде сохранения только шепотной речи.

  • Ринофония - нарушение тембра голоса при сохранении нормальной артикуляции произносимых звуков.

  • Ринолалия (гнусавость) - это нарушения тембра голоса и произношения звуков из-за врожденных анатомических дефектов (незаращение губы и альвеолярного отростка, расщелины десны, твердого и мягкого нёба), либо нарушений проходимости носовой полости при аденоидах, опухолях, хронических воспалительных процессах.

  • Дизартрия – нарушение произношения звуков из-за недостаточности иннервации речевого аппарата. При таких нарушениях характерна ограниченная подвижность мягкого нёба, языка или губ. Дизартрия может приводить к отклонениям в овладении звуками, и, как следствие, к нарушениям чтения и письма, или даже к недоразвитию речи.

  • Заикание – нарушение плавности и произвольности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата и застойными очагами возбуждения в коре головного мозга.

  • Брадилалия (замедление темпа речи), тахилалия (ускорение темпа речи), парафразия (ускорение речи с грамматическими ошибками) и клаттеринг («проглатывание» окончаний слов).

Массаж рта при нарушении сосания и глотания у новорожденных

Неправильный захват груди младенцем при грудном вскармливании и нарушения глотания у грудничков могут приводить к отказам малыша от еды, застою пищи в глотке, постоянным срыгиваниям, плохому набору веса. Логопед, используя приемы логопедического орофациального массажа (массаж рта, губ, щек), может помочь в этом случае.

Исследуя полость рта грудничка с помощью пальца в перчатке, специалист может оценить функции сосания, втягивания, положение языка, позиционирование гортани во время кормления. Корректирующие логопедического сеанса массажа для грудничков проводятся до кормления, чтобы ребенок не устал и длятся всего 2-5 минут. Массаж может сочетаться с процедурой «пальцевого кормления», когда грудное молоко поступает из бутылочки по трубочке к пальцу, который сосет малыш.

Противопоказания к логопедическому массажу

Основные противопоказания для проведения логопедического массажа:

  • Воспалительные заболевания кожи головы и шеи

  • Воспалительные заболевания ЛОР-органов

  • Лимфаденит (увеличенные и болезненные лимфатические узлы головы и шеи)

  • Стоматит или гингивит (воспалительные заболевания полости рта)

  • Травмы головы и шеи

  • Острые аллергические реакции

  • Онкологические заболевания

  • Конъюнктивит, блефарит

  • Судорожный синдром

  • Психические заболевания

Вызов логопеда на дом, проведение логопедического массажа на дому

Вызов логопеда на дом является лучшим вариантом для оказания помощи ребенку:

  • Врач приедет быстро, в согласованное для визита время, ребенка не придется везти в клинику и ждать в очереди.

  • Безопасная и привычная домашняя обстановка способствует спокойному поведению ребенка без страхов, слез и капризов.

  • Транспортировка в клинику может быть затруднена при интоксикации, нарушениях у ребенка дыхательной функции.

  • Дома исключен контакт с больными детьми в клинике, что особенно важно для часто болеющих детей.

  • В спокойных домашних условиях детский доктор уделит больше времени как ребенку, так и родителям, без спешки подробно ответит на любые вопросы по лечению, проведению процедуры логопедического массажа.

Как проходят занятия с логопедом на дому

Занятие логопеда с ребенком проходит строго индивидуально, а его содержание зависит от особенностей выявленного нарушения, возраста, уровня развития и состояния ребенка. После знакомства с ребенком и его проблемами специалист подбирает комплекс упражнений для устранения имеющихся речевых дефектов, определит, какой вариант логопедического массажа будет для вашего малыша максимально эффективным

Занятия проходят в простой и понятной для ребенка игровой форме, чтобы поддержать его интерес. Также логопед научит родителей основам коррекционных занятий с ребенком, которые нужно проводить ежедневно и постоянно, до устранения имеющихся дефектов речи.


ЗАПИСАТЬСЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ИЛИ ВЫЗВАТЬ СПЕЦИАЛИСТА НА ДОМ

Можно круглосуточно по телефону +7 (812) 331-88-95

Нажмите на кнопку чтоб позвонить с мобильного телефона,

Отправьте онлайн-заявку или напишите в наш чат.